Курс "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

ТЕМА 3.4.1. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ

ТЕМА 3.4.1. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ

Этика и деонтология в работе младшей медицинской сестры

Этика - учение о проблемах морали и нравственности. Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных норм, которым обязаны следовать медицинские работники в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. Определение «этика» используется, когда речь идет о таких понятиях, как долг, совесть, честь, справедливость и т.п.

Модели медицинской этики:

- модель Гиппократа 460-370 гг. до н.э.: основной принцип - «Не навреди». Принципы заложены в клятве Гиппократа;

- модель Парацельса (1493-1541): основной принцип - «делать добро»;

- деонтологическая модель (автор - профессор Н.Н. Петров, 1840 г.): основной принцип - соблюдение долга, нравственная безупречность;

- биоэтика - современная форма традиционной биомедицинской этики; основной принцип - «уважение прав и достоинства человека».

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трем основным направлениям:

- медицинский работник-пациент;

- медицинский работник-родственники пациента;

- медицинский работник-медицинский работник.

Разделом медицинской этики является медицинская деонтология. Слово деонтология является производным от двух греческих корней: deon - должное и logos - учение. Следовательно, медицинская деонтология - это учение о долге медицинских работников перед пациентом. Согласно формулировке древнегреческого врача Гиппократа, «... должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Впервые термин «деонтология» ввел в обиход британский философ И. Бентам в начале XIX в., подразумевая под ним учение о нормах поведения представителя любой профессии. Медицинская деонтология главным образом определяет нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента.

Соблюдение этики и деонтологии представляется чрезвычайно важным в системе взаимоотношений между медработником и его подопечным. Известно, что врачи, приступая к профессиональной деятельности, приносят клятву Гиппократа, определяющую понятия врачебной этики. Аналогом данного текста для медицинских сестер стала клятва английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл в XIX в. Этика сестринского дела является одним из разделов биоэтики, смысл которой заключается в проявлении гуманизма во всех сферах медицинской деятельности.

Основные принципы сестринской этики и деонтологии:

- гуманность и милосердие, любовь и забота;

- сострадание;

- доброжелательность;

- бескорыстие;

- трудолюбие;

- учтивость.

В основе морали лежат принципы:

гуманности: человек является наивысшей ценностью, поощряются его творческое и моральное развитие;

милосердия, что значит «делать добро»: доброе отношение к другим и отзывчивость к тем, кто в беде;

исключения должностных преступлений. Принцип «не навреди» обязывает медицинских работников защищать пациентов от опасности, снимать боль и страдания в меру своей компетенции. При этом следует помнить, что медицина «несет в себе» элементы «вреда», например для диагностики перелома необходимо рентгеновское обследование, значит - облучение; для введения лекарства необходимо провести инъекцию, что невозможно осуществить без повреждения как минимум кожи. Всегда действует правило «степень вреда не должна превышать пользы»;

справедливости: беспристрастность, уважение к человеку, равенство в распределении ресурсов;

правдивости. Сообщение правды - основа открытых взаимоотношений между пациентом и лечебной организацией;

информированного согласия - лежит в основе коллегиальной модели взаимоотношений, которую еще называют моделью информированного согласия. Отношения врач-пациент строятся по 

типу отношений коллег. В этом случае проблемы обследования и лечения врач решает не лично, а во взаимодействии с пациентом, его родственниками или опекунами; - милосердия. Любое действие медицинского работника должно быть направлено во благо конкретного пациента. «Я принесу добро пациенту или, по крайней мере, не причиню ему вреда». Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения, пропорциональных тяжести состояния, готовности и способности пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством;

автономии. Уважение личности пациента и его решений. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений либо принятие решений законным представителем данного пациента;

полноты оказания медицинской помощи. Подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, использование всего имеющегося арсенала для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

По окончании Второй мировой войны основанная в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с разработки и принятия Женевской декларации, явившейся, по сути, обновленным вариантом клятвы Гиппократа. Толчком к созданию декларации стали известные события, когда «докторами» Третьего рейха и его союзников дискредитировалась сама профессия врача: с целью осуществления так называемых научных исследований были проведены десятки тысяч бесчеловечных экспериментов над людьми, унесших огромное количество жизней. Женевская декларация гарантировала независимость медицинской профессии от идеологии и политики.

Согласно современным правилам этики и деонтологии, работа в МО должна подчиняться строгой дисциплине с соблюдением субординации. По отношению к пациенту медицинский работник обязан проявлять внимательность и корректность, сохранять врачебную тайну.

Непосредственное отношение к медицинской деонтологии имеет ятрогения - болезненное состояние, развивающееся у пациента в связи с

негативным влиянием на него неквалифицированных или необдуманных действий медицинского работника. Неосторожное озвучивание в присутствии пациента серьезного диагноза, упоминание о возможном летальном исходе и другие сведения - все это может негативно отразиться на его психическом и физическом состоянии. Также недопустимо в присутствии пациента обсуждать состояние здоровья и диагнозы других больных. Если пациенту свойственны чрезмерная мнительность и психологическая нестабильность, то ему легко внушить, что у него имеется какая-либо патология. При этом человек начинает искать у себя симптомы несуществующей болезни. В такой ситуации медицинский работник должен постараться убедить пациента в отсутствии надуманных заболеваний.

Взаимоотношения медицинского работника с коллегами - важная сторона деонтологии. Недопустимо критиковать действия коллеги в присутствии пациента. Замечания коллегам следует делать исключительно с глазу на глаз, сохраняя таким образом их авторитет.

Тактика медицинского работника и его отношения с пациентом всегда должны строиться с учетом индивидуальных особенностей характера больного, уровня его образованности и тяжести его состояния. Известный американский врач Роберт Вич выделил 4 модели взаимоотношений медицинского работника и пациента:

- патерналистская (отец/мать-ребенок, например в педиатрическом отделении);

- инженерная (бессознательное состояние пациента, например в отделении реанимации, в оперблоке);

- коллегиальная (партнерские отношения, например в ситуации, когда пациентом является медицинский работник);

- контактная (информационная - такая модель часто реализуется при консультировании - например по вопросам закаливания, вакцинации, рационального питания).

Особое значение в определении правил поведения имеет Этический кодекс медицинской сестры России. Этот документ отражает современные представления о правах пациента, которые во многом определяют обязанности медицинского работника.

Первое впечатление о лечебной организации основывается в том числе и на том, как вас встретил медицинский персонал. И внешний вид, и внутренний эмоциональный настрой младшей медицинской сестры должны располагать к ней пациента. Для создания атмосферы доверия в общении между младшей медицинской сестрой и пациентом необходимо дать больному возможность почувствовать, что ей не безразлична его судьба, она действительно хочет помочь пациенту. В такой ситуации младшей медицинской сестре не следует отстраненно назы-

вать пациента «больной», напротив, следует обращаться к пациенту по имени/имени и отчеству, убеждать пациента в конфиденциальности бесед. Возникшие доверительные отношения способствуют раскрытию пациента, пониманию состояния пациента, причин его неадекватного поведения, эмоциональной нестабильности, состояния ресурсных возможностей, его проблем и ожиданий.

Младшая медицинская сестра должна выражать интересы пациента во взаимодействии с его родственниками, другими медицинскими работниками, но необходимо помнить: всегда следует оставлять за собой ведущую роль и не переходить грань между доверием и панибратством. Сопереживая пациенту, она не должна идентифицировать себя с ним: при всем понимании его проблем, стремлении помочь ему, облегчить его состояние, следует критично относиться к своим действиям, не допуская того, чтобы идти на поводу у пациента.

Представления об особенностях личности пациента, его эмоциональных переживаниях помогут младшей медицинской сестре тактично разъяснить ему не только его права, но и обязанности, а также подготовить больного к обследованиям и терапевтическим процедурам, изложив необходимую информацию в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые процедуры не должно провоцировать развития негативного отношения к нему со стороны медицинского персонала.

При построении взаимоотношений «младшая медицинская сестра - пациент» большое значение имеют индивидуальный стиль работы и личные особенности младшей медицинской сестры. Необходимыми качествами являются профессионализм, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость.

Стиль работы и поведение медицинского персонала во многом зависят от этических норм, установленных в данном лечебном учреждении.

Отношения «младшая медицинская сестра - пациент»

- Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимы как фамильярность и панибратство, так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

- Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

- Перед тяжелыми и болезненными процедурами медицинская сестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения «младшая медицинская сестра - родственники (и близкие) пациента»

- Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность. - Лицам, ухаживающим за тяжелобольными, разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций.

- Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, должна направить к лечащему врачу).

- Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения «медицинская сестра - младшая медицинская сестра»

- Недопустимы грубость и неуважительное отношение к коллегам.

- Способность воспринимать критику в свой адрес адекватно, без обид.

- Способность делиться собственным опытом и воспринимать чужой опыт.

- Способность к эффективному взаимодействию и взаимопомощи.

- При возникновении сомнений в процессе исполнения обязанностей в тактичной форме выяснить все нюансы с медицинской сестрой в отсутствие больного.

Отношения «младшая медицинская сестра - санитар»

- Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие, другие проявления неуважительного отношения к коллегам.

- Контролировать тактично, ненавязчиво.

- Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие.

- Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Биоэтика. Направления и ключевые вопросы биоэтики

Биоэтика (от др.-греч. Βιός - жизнь и ήθική - поведение, поступки) - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Впервые термин bioethics употребил Fritz Jahr (Фриц Джахр) в 1927 г. В 1969 г. упоминался американским онкологом и биохимиком В.Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире.

В Encyclopedia of Bioethics (т. 1, с. XXI) биоэтика определяется как «систематическое исследование нравственных параметров, - включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т.п. - достижений биологических и медицинских наук».

В узком смысле понятие «биоэтика» обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин «биоэтика» относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Ключевые вопросы биоэтики

Эвтаназия. Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится все более актуальным - по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» - при вполне возможной «смерти мозга».

Трансплантация - прижизненное изъятие органов и пересадка органов. Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и ее критерии до сих пор остаются предметом дискуссий.

В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников. При этом если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, он считается потенциальным донором.

Наиболее сложным вопросом остается доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений - потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору и даже изъятие органов у здоровых людей под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

Ксенотрансплантация - пересадка органов от животных к человеку по этическим соображениям может быть неприемлемой. Так, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов - коровы. Ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающих подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Искусственный аборт. Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного харак-

тера государства. Ислам, католицизм, буддизм и индуизм отрицают возможность аборта даже по медицинским показаниям. Православные церкви (в том числе Русская православная церковь) вслед за Василием Великим приравнивают аборт к убийству. В документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви» говорится о гипотетической допустимости аборта для спасения жизни матери.

В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех этих странах аборт разрешен.

Клонирование человека. Использование стволовых клеток

Для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани. В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах разрешено использование тканей, выращенных in vitro. Альтернативой эмбриональным стволовым клеткам могут стать индуцированные стволовые клетки, которые получают омолаживающим перепрограммированием из клеток самого пациента.

Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов. Проведение таких испытаний становится все более масштабным. В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение добровольного информированного согласия пациента или волонтера.

Суррогатное материнство. Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности - для учета этих данных при страховании, при приеме на работу.

Возможность пренатальной диагностики определенных характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) в настоящее время реально обеспечивает путь к изменению пула естественных генов человека.

Задания для самоконтроля

1. Объясните термины «медицинская этика», «медицинская деонтология».

2. Назовите основные принципы сестринской этики. Расскажите о них.

3. Назовите модели медицинской этики.

4. Назовите три направления проблем, которые решает медицинская этика.

5. Перечислите модели взаимоотношений медицинского работника и пациента.

6. Расскажите о принципах общения «младшая медицинская сестра - пациент».

7. Расскажите о принципах общения «младшая медицинская сестра - родственники пациента».

8. Расскажите о принципах общения «медицинская сестра - младшая медицинская сестра».

9. Расскажите о направлениях и ключевых вопросах биоэтики.

10. Перечислите возможные неблагоприятные последствия взаимодействия медработников с пациентом. Расскажите о профилактике этих последствий.

 

Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в Вконтакте Телефон