Курс "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы в практическом здравоохранении значительно повысилась роль младшей медицинской сестры по уходу за пациентами, равно как и потребность в профессионалах данного профиля как при стационарном лечении, так и при организации ухода на дому. В Порядках оказания медицинской помощи по направлениям представлены примерные штатные расписания различных служб, в большинстве которых регламентированы должности младших медицинских сестер.

В то же время из-за неоднозначности нормативных правовых требований к уровню образования и виду образовательных программ наблюдается ощутимый недостаток подготовленных кадров.

В профессиональном стандарте «Младший медицинский персонал», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 № 2н, установлены требования к образованию и обучению младшей медицинской сестры, особым условиям допуска к работе, дано описание трудовых функций и трудовых действий, необходимых умений и знаний младшей медицинской сестры.

Профессиональные стандарты в соответствии со статьей 195.3 ТК РФ являются обязательными для применения работодателями.

Написание учебника «Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами» вызвано настоятельной необходимостью в связи с отсутствием учебников и учебных пособий, отвечающих требованиям профессионального стандарта.

Содержание учебника соответствует требованиям профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», Порядков оказания медицинской помощи по направлениям, программы профессионального обучения «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», разработанной в соответствии с профессиональным стандартом.

Трудовая функция младших медицинских сестер включает следующие трудовые действия:

- получение информации от пациентов (их родственников/законных представителей);

- размещение и перемещение пациента в постели;

- санитарная обработка, гигиенический уход за тяжелобольными пациентами (умывание, обтирание кожных покровов, полоскание полости рта);

- оказание пособия пациенту с недостаточностью самостоятельного ухода при физиологических отправлениях;

- кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода;

- получение комплектов чистого нательного белья, одежды и обуви;

- смена нательного и постельного белья;

- транспортировка и сопровождение пациента;

- помощь медицинской сестре в проведении простых диагностических исследований: измерение температуры тела, частоты пульса, артериального давления, частоты дыхательных движений;

- наблюдение за функциональным состоянием пациента;

- доставка биологического материала в лабораторию;

- оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях.

В профессиональном стандарте приводятся другие характеристики младшей медицинской сестры по уходу за больными:

- деятельность под руководством медицинской сестры и самостоятельно;

- планирование собственной деятельности исходя из поставленных задач;

- ответственность за решение поставленных задач;

- решение различных типов практических задач, выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Содержание учебника включает описание видов деятельности по организации и проведению профессионального ухода за пациентом младшей медицинской сестрой и соответствующих профессиональных

модулей.

1. Вид деятельности - организация профессиональной деятельности.

■ Профессиональная компетенция (ПК) 1.1. Применять основы трудового законодательства в профессиональной деятельности.

■ ПК 1.2. Эффективно работать в команде с соблюдением психологических и этических аспектов.

■ ПК 1.3. Планировать собственную деятельность, исходя из поставленных задач.

2. Вид деятельности - участие в проведении профилактических мероприятий.

■ ПК 2.1. Участвовать в проведении мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

■ ПК 2.2. Участвовать в проведении санитарно-гигиенического воспитания населения.

■ ПК 2.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

3. Вид деятельности - участие в обеспечении безопасной больничной среды.

■ ПК 3.1. Выполнять требования к санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режиму.

■ ПК 3.2. Выполнять требования охраны труда и техники безопасности.

■ ПК 3.3. Использовать технологии безопасного перемещения пациентов.

■ ПК 3.4. Участвовать в создании и поддержании комфортной психологической среды.

4. Вид деятельности - осуществление профессионального ухода за пациентами.

■ ПК 4.1. Осуществлять профессиональный уход за пациентами различных возрастных групп в условиях медицинской организации и на дому.

■ ПК 4.2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

5. Вид деятельности - оказание первой помощи пострадавшим.

■ ПК 5.1. Оказывать первую помощь при заболеваниях и состояниях, представляющих угрозу жизни пациента.

■ ПК 5.2. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Дополнительно дан профессиональный модуль (ПМ). 06. «Уход за телом умершего человека» :

■ ПК 6.1. Осуществлять уход за телом умершего человека.

■ ПК 6.2. Осуществлять транспортировку тела умершего человека. Содержание каждого ПМ включает конспект теоретического материала, необходимого для освоения ПК, в том числе алгоритмы выполнения мероприятий по поддержанию гигиены тела тяжелобольного, осуществлению различных вариантов кормления, оказанию помощи при нарушении физиологических отправлений и т.д., построенные на основе ГОСТ Р52623.2.-2015, Р52623.3.-2015, 52623.4.-2015

Технологии выполнения простых услуг.

Отдельные разделы и темы учебника могут быть использованы при профессиональном обучении санитаров с целью формирования ПК, обеспечивающих выполнение обобщенной трудовой функции «Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека» как совокупность связанных между собой трудовых функций санитара:

- перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов;

- санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря;

- уход за телом умершего человека.

Изучение каждой темы заканчивается перечнем вопросов для самоконтроля с целью закрепления теоретического материала или заданиями для самостоятельной внеаудиторной работы с целью практического использования теоретических знаний. Результаты и ход решения заданий позволяют с большой степенью объективности оценивать уровень сформированности ПК, диагностировать слабые моменты в образовательном процессе и причины их возникновения.

Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в Вконтакте Телефон