Курс "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

ТЕМА 2.2.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

ТЕМА 2.2.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

Здоровье - состояние человека, при котором сохранены структурные и функциональные характеристики организма; имеется высокая приспособляемость (адаптация) к изменениям в привычной природной и социальной среде; сохраняется эмоциональное и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения).

Понятие «здоровье» многокомпонентно, выделяют следующие составляющие здоровья человека.

Физическое здоровье - состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной, пищеварительной, мочеполовой систем). Для оценки состояния физического здоровья существует понятие «норма». Это количественное значение показателей роста, массы тела, пульса, ЧДД, АД, данных лабораторных и инструментальных исследований, которое укладывается в диапазон параметров, выработанный медицинской наукой и практикой. Отклонение значения от заданного диапазона может быть признаком и доказательством ухудшения здоровья.

Психоэмоциональное здоровье это способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием, благодаря чему человек способен эффективно противостоять стрессу, находить безопасные выходы для негативных эмоций.

Интеллектуальное здоровье - это память, внимание, скорость обработки информации, профессиональная компетентность, способность устанавливать реальные цели и достигать их.

Социальная составляющая здоровья личности определяется местом человека в социуме, характером его взаимодействия с обществом, родными и близкими.

Профессиональная составляющая здоровья определяется трудовой деятельностью.

Духовное развитие человека определяет жизненные ценности человека.

Однако для полноценного здоровья необходимы оптимальные взаимоотношения человека с окружающей средой. В частности, для человека важно знать, в каких условиях он живет, работает и отдыхает (электромагнитные излучения, уровень загрязнения воздуха и питьевой воды, наличие геоаномальных зон, излучений тонкого поля), иметь возможность снизить их неблагоприятное действие. Очевидна целесообразность оценки экологии каждого жилища, рабочего места, региона проживания и определение маркеров экологического неблагополучия по данным оценки состояния.

Здоровье формируется под влиянием факторов:

- эндогенных (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки);

- природно-климатических (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, лесов);

- социально-экономических (уровень экономического развития общества, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание).

Элементами здорового образа жизни являются:

- регулярная физическая и двигательная активность;

- исключение вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя, токсикомании);

- психологический комфорт и благополучные семейные отношения;

- экономическая и материальная независимость;

- высокая медицинская активность;

- полноценное, сбалансированное, рациональное питание, соблюдение режима питания;

- удовлетворенность работой, физический и душевный комфорт;

- активная жизненная позиция, социальный оптимизм;

- оптимальный режим труда и отдыха;

- полноценный отдых (сочетание активного и пассивного отдыха, соблюдение гигиенических требований к сну);

- грамотное экологическое поведение;

- грамотное гигиеническое поведение;

- закаливание

Факторы риска - это факторы, влияющие на здоровье человека отрицательно, способствующие возникновению и развитию болезней (рис. 2.15). Выделяют факторы риска:

- негативно влияющие на представителей общественной группы (население в целом, производственный или детский организованный коллектив, семья), способные вызвать подъем заболеваемости;

- имеющие место в жизни конкретного человека и неудовлетворительно влияющие на его здоровье.

Различают факторы риска первичные и вторичные. К первичным относятся нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т.д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: ожирение, сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д.

Термин «профилактика» включает комплекс различного плана мероприятий, направленных на устранение факторов риска и предупреждение развития неблагоприятных процессов.

Первичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление факторов риска у здоровых людей и предупреждение развития заболеваний и патологических состояний.

Рис. 2.15. Первичные факторы риска

К мероприятиям первичной профилактики относятся:

- меры по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества воздуха, питьевой воды, продуктов и режима питания, условий труда, быта и отдыха, снижение уровня

и последствий действия психосоциального стресса и др.), экологический и санитарно-гигиенический контроль;

- меры по формированию здорового образа жизни, в том числе:

■ создание информационно-пропагандистской системы знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье человека, доступной всем категориям населения;

■ обучение навыкам здорового образа жизни;

■ меры по снижению распространенности курения, снижению потребления табачных изделий и алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

■ активизация населения к занятиям физической культурой;

- меры по предупреждению развития профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.;

- проведение иммунопрофилактики различных групп населения;

- оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов.

Для выявления лиц, испытывающих неблагоприятное действие факторов риска, формирования контингента и содержания профилактической работы организуют регулярные целевые профилактические медицинские осмотры.

Существуют следующие виды профилактических медицинских осмотров:

- при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;

- при приписке и призыве на воинскую службу;

- для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих;

- для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и др.;

- осмотры профессиональных групп (декретированных контингентов) работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний.

Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических мер, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение обострений, осложнений и хронизации патологического процесса, а также инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

- целевое санитарно-гигиеническое воспитание, обучение пациентов и членов их семей знаниям и умениям, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

- диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и развития заболеваний и назначения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;

- курсы профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа, санаторно-курортного лечения;

- формирование у пациента и членов его семьи адекватного восприятия изменившихся возможностей и потребностей организма пациента.

Третичная профилактика реабилитация (восстановление здоровья) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.

Таким образом, цель и содержание профилактических мероприятий зависят от состояния здоровья пациента, наличия у него факторов риска развития заболевания или уже развившейся болезни, осложнений, нарушения функции органов и систем (табл. 2.2).

По направленности профилактических мероприятий медицинская профилактика может характеризоваться как:

индивидуальная: профилактическая работа проводится с отдельными пациентами;

групповая: организуется работа с группами лиц, имеющих сходные проблемы, факторы риска, симптомы или заболевания (целевые группы);

популяционная (массовая): профилактическими мероприятиями охвачены большие группы населения или все население в целом. Популяционный уровень профилактики включает реализацию программ здравоохранения муниципального, регионального или федерального уровня, а также проведение массовых кампаний, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний (вакцинация против гриппа, «День здорового сердца», «День здорового ребенка» и т.д.).

Профилактическая работа всегда строится по плану. Обязательно формулируются цель и ожидаемый результат профилактической работы, обозначаются направления работы, планируется комплекс мероприятий по достижению целей (в соответствии с направлениями работы), назначаются ответственные лица.

При наличии проблем, имеющих общественное значение, разрабатывают и внедряют профилактические программы.

Таблица 2.2. Виды профилактики

Диспансеризация - комплекс мероприятий, включающий в себя медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения.

При проведении диспансеризации взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше) выделяют следующие группы населения:

- работающие граждане;

- неработающие граждане;

- обучающиеся в образовательных организациях по очной форме.

Цели проведения диспансеризации:

- раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, основных факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

- определение группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для различных групп;

- проведение краткого профилактического консультирования граждан различных групп, проведение индивидуального и группового профилактического консультирования (школ пациента);

- определение группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными заболеваниями.

Действующим законодательством определены группы лиц, которые проходят диспансеризацию ежегодно, остальные проходят диспансеризацию 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные нормативными правовыми актами. Обязательным условием проведения диспансеризации является наличие информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя.

Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

Основными особенностями порядка организации диспансеризации являются:

- участковый принцип организации;

- двухэтапный принцип проведения диспансеризации;

- конкретизация понятия «факторы риска», к которым относятся повышенный уровень АД, дислипидемия, гипергликемия, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение;

- дифференцированный набор инструментально-лабораторных методов исследования в целях повышения вероятности раннего выявления наиболее часто встречаемых для данного пола и возраста хронических неинфекционных заболеваний;

- обязательное проведение профилактического консультирования в целях коррекции факторов риска уже в процессе диспансеризации.

По результатам диспансеризации граждане делятся на следующие группы состояния здоровья: здоровые, практически здоровые и больные, нуждающиеся в лечении (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Группы состояния здоровья

Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения

Санитарное просвещение имеет целью выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о факторах, благоприятствующих здоровью, и факторах риска, а также методах их предупреждения заболеваний.

Санитарно-просветительная работа ведется в двух направлениях:

- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья;

- агитация населения за необходимость соблюдения правил и методов здорового образа жизни.

Успех санитарно-просветительной работы во многом определяется знанием психологии аудитории, адекватностью выбора формы и соответствием методов работы потребностям конкретных коллективов.

Существуют активные и пассивные формы санитарного просвещения.

К активным формам относятся индивидуальные и групповые беседы, выступления, лекции, доклады. Преимуществом таких форм просвещения является возможность обратной связи в реальном режиме времени медицинского работника и аудитории. Эти методы позволяют максимально учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их знаний в области здорового образа жизни, уровень усвояемости материала. Недостатками активных форм являются короткое по продолжительности воздействие на аудиторию, ограниченное количество обучаемых при проведении лекции, беседы.

К пассивным формам санитарного просвещения относятся научно-популярная литература, учебные и методические пособия, специальные публикации и передачи в средствах массовой информации, листовки, памятки, плакаты, санбюллетени, выставки, кинофильмы и др. Их преимуществом является тот факт, что для реализации не требуется непосредственное присутствие медицинского работника, эти формы воздействуют длительное время и на большую по численности аудиторию. Главным недостатком является отсутствие в реальном режиме времени обратной связи между пациентом и медицинским работником.

Для проведения санитарного просвещения используются различные педагогические методы и соответствующие им средства обучения (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Классификация методов и средств просвещения

По широте воздействия на аудиторию санитарное просвещение может носить массовый, коллективный и индивидуальный характер.

Санитарное просвещение предшествует и сопутствует обучению гигиеническому воспитанию.

Гигиеническое воспитание - совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья на основе знания правил здорового образа жиз

ным методом гигиенического воспитания являются школы здоровья. Посредством гигиенического воспитания у населения вырабатывается адекватное отношение к факторам внешней среды, повышается санитарная культура.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите группы факторов, влияющих на формирование здоровья.

2. Сформулируйте определение понятия «здоровый образ жизни».

3. Дайте определение понятию «здоровье».

4. Какие вы знаете составляющие компоненты здоровья человека?

5. Под влиянием каких факторов формируется наше здоровье?

6. Перечислите элементы здорового образа жизни.

7. Какие вы знаете факторы риска для здоровья?

8. Что такое первичная профилактика? Какие мероприятия к ней относятся?

9. Какие вы знаете виды профилактических медицинских осмотров?

10. Что такое вторичная профилактика? Что она в себя включает?

11. Что такое третичная профилактика?

Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в Вконтакте Телефон