ТЕМА 1.2.3. РАБОТА В КОМАНДЕ
Коллективный характер труда объединяет людей в различные группы (рис. 1.8) и оказывает влияние на трудовое поведение как самой группы, так и отдельной личности.
Рис. 1.8. Классификация социальных групп
Под условными группами понимают организованные и длительно существующие объединения людей, используемые для статистического учета или научного анализа: нации, классы и т.д.
Реальные группы - совокупность людей, объединенных каким-либо общим признаком, имеющих общие цели, ценности, интересы и нормы поведения.
Формальные группы имеют юридический статус, создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации.
Неформальные группы образуются спонтанно, на основе эмоциональных отношений (симпатии), единства взглядов и убеждений. Неформальные связи являются следствием удовлетворения потребности в общении, привязанности, получении признания, понимании причин принимаемых решений, защите, участии, информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может влиять на результаты работы команды.
В основе психологического настроя коллектива большую роль играют формальные и неформальные отношения.
Младшая медицинская сестра всегда является членом медицинской команды.
Внутригрупповое и ролевое общение
Результат работы команды определяется эффективностью внутригруп-пового и ролевого общения членов команды. Общение включает (рис. 1.9):
- обмен информацией (коммуникативная сторона общения);
- выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения);
- восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона общения).
Выделяют следующие уровни общения (табл. 1.13):
- «контакт масок»;
- примитивное общение;
- формально-ролевое общение;
- деловое общение;
- духовное межличностное общение;
- манипулятивное общение;
- личностно ориентированное общение.
Рис. 1.9. Структура общения
Таблица 1.13. Уровни общения
В зависимости от отношения человека к целям, ценностям организации, существующим в ней формам и нормам выделяют четыре модели организационного поведения члена команды: преданный и дисциплинированный член команды, приспособленец, оригинал, бунтарь (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Модели организационного поведения человека
Члены команды должны воспринимать себя как одно целое и понимать, что успех зависит от взаимосвязи и взаимодействия участников команды, готовности помочь друг другу в выполнении рабочей задачи. Лидер команды служит примером остальным членам команды.
Эффективность работы команды, оказывающей медицинскую помощь, определяется результатами ее работы, сложившимися взаимоотношениями, приобретенным опытом, а также степенью удовлетворенности от совместной работы и ее результатов.
Разнообразие, значимость и конкретность задач, автономность в их выполнении (чем она выше, тем выше ответственность команды за работу), наличие обратной связи способствуют повышению результатов
работы. Информация об исполнении должна быть доступна всем членам команды.
Каждый член команды обязан:
- направить свои силы, знания и возможности на достижение поставленных перед командой целей;
- свободно высказывать свои мысли по возникшим проблемам;
- относиться к другим ее участникам, как к равноправным партнерам, объективно анализировать их идеи и высказывать по ним свою точку зрения;
- информировать остальных обо всем, что им необходимо знать для выполнения поставленных перед командой задач;
- стараться установить хорошие деловые отношения с остальными участниками команды;
- быть терпимым и проявлять взаимное уважение.
Никто из участников команды не должен ставить свою активность в зависимость от отношения группы к его рекомендациям.
Обеспечение качества командной работы невозможно без разработки эффективных управленческих решений. Управленческое решение - это выбор альтернативы, направленный на достижение целей команды. Процесс (алгоритм) принятия решения начинается с восприятия и признания проблемы, сопровождается планированием и совершением действий, контролем исполнения (рис. 1.11).
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте ваш рабочий коллектив как социальную группу (социальные группы).
2. Опишите уровни общения в вашем коллективе.
ОГЛАВЛЕНИЕ