Курс "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

ТЕМА 1.2.3. РАБОТА В КОМАНДЕ

ТЕМА 1.2.3. РАБОТА В КОМАНДЕ

Коллективный характер труда объединяет людей в различные группы (рис. 1.8) и оказывает влияние на трудовое поведение как самой группы, так и отдельной личности.

Рис. 1.8. Классификация социальных групп

Под условными группами понимают организованные и длительно существующие объединения людей, используемые для статистического учета или научного анализа: нации, классы и т.д.

Реальные группы - совокупность людей, объединенных каким-либо общим признаком, имеющих общие цели, ценности, интересы и нормы поведения.

Формальные группы имеют юридический статус, создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации.

Неформальные группы образуются спонтанно, на основе эмоциональных отношений (симпатии), единства взглядов и убеждений. Неформальные связи являются следствием удовлетворения потребности в общении, привязанности, получении признания, понимании причин принимаемых решений, защите, участии, информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может влиять на результаты работы команды.

В основе психологического настроя коллектива большую роль играют формальные и неформальные отношения.

Младшая медицинская сестра всегда является членом медицинской команды.

Внутригрупповое и ролевое общение

Результат работы команды определяется эффективностью внутригруп-пового и ролевого общения членов команды. Общение включает (рис. 1.9):

- обмен информацией (коммуникативная сторона общения);

- выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения);

- восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона общения).

Выделяют следующие уровни общения (табл. 1.13):

- «контакт масок»;

- примитивное общение;

- формально-ролевое общение;

- деловое общение;

- духовное межличностное общение;

- манипулятивное общение;

- личностно ориентированное общение.

Рис. 1.9. Структура общения

Таблица 1.13. Уровни общения

В зависимости от отношения человека к целям, ценностям организации, существующим в ней формам и нормам выделяют четыре модели организационного поведения члена команды: преданный и дисциплинированный член команды, приспособленец, оригинал, бунтарь (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Модели организационного поведения человека

Члены команды должны воспринимать себя как одно целое и понимать, что успех зависит от взаимосвязи и взаимодействия участников команды, готовности помочь друг другу в выполнении рабочей задачи. Лидер команды служит примером остальным членам команды.

Эффективность работы команды, оказывающей медицинскую помощь, определяется результатами ее работы, сложившимися взаимоотношениями, приобретенным опытом, а также степенью удовлетворенности от совместной работы и ее результатов.

Разнообразие, значимость и конкретность задач, автономность в их выполнении (чем она выше, тем выше ответственность команды за работу), наличие обратной связи способствуют повышению результатов

работы. Информация об исполнении должна быть доступна всем членам команды.

Каждый член команды обязан:

- направить свои силы, знания и возможности на достижение поставленных перед командой целей;

- свободно высказывать свои мысли по возникшим проблемам;

- относиться к другим ее участникам, как к равноправным партнерам, объективно анализировать их идеи и высказывать по ним свою точку зрения;

- информировать остальных обо всем, что им необходимо знать для выполнения поставленных перед командой задач;

- стараться установить хорошие деловые отношения с остальными участниками команды;

- быть терпимым и проявлять взаимное уважение.

Никто из участников команды не должен ставить свою активность в зависимость от отношения группы к его рекомендациям.

Обеспечение качества командной работы невозможно без разработки эффективных управленческих решений. Управленческое решение - это выбор альтернативы, направленный на достижение целей команды. Процесс (алгоритм) принятия решения начинается с восприятия и признания проблемы, сопровождается планированием и совершением действий, контролем исполнения (рис. 1.11).

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте ваш рабочий коллектив как социальную группу (социальные группы).

2. Опишите уровни общения в вашем коллективе.

Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в WhatsApp Напишите мне в Вконтакте Телефон